ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

 

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов.
  • Слоги состоят из звуков.

 

  • Звук — это то, что мы слышим и произносим.
  • Буква — это то, что мы видим и пишем.
  • Звук на письме обозначается буквой.

 

Звуки бывают гласные и согласные.

 

  • Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
  • В русском языке:[а] [у] [о] [и] [э] [ы].
  • На схемахобозначаются.

 

  • Гласных букв — десять:«а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
  • Шесть гласных букв -«а» «у» «о» «и» «э» «ы»- соответствуют звукам.
  • Четыре гласные буквы -«я» «ю» «е» «ё»-, то есть обозначают два звука:(«я» — [йа],«ю» — [йу],«е» — [йэ],«ё» — [йо])в следующих случаях: в начале слова; после гласного звука; после мягкого и твердого знаков. В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:«я» — [а],«ю» — [у],«е» — [э],«ё» — [о].

 

  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

 

  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
  • Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит):[к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
  • Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит):[б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

 

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
  • Согласные звуки[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х]могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы«а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы«и» «е» «ё» «ю» «я»).
  • Всегда твердые согласные:[ж] [ш] [ц].
  • Всегда мягкие согласные:[й] [ч] [щ].
  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются.
  • Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются.

Подбирая слова для игр со звуками, следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (гриб) и перед глухими согласными (кружка).