Фонетико-фонематическое недоразвитие — это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Можно выделить основные проявления, фонетико – фонематического недоразвития:
1. Недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или даже трех других звуков. Например, звуки сь, ч, ш, могут в словах заменяться звуком ТЬ («тямолет», «тяска», «тяпка» вместо самолет, чашка, шапка).
2. Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию и представляющие меньшую произносительную трудность для ребенка. Обычно звуки, сложные для произнесения заменяются более легкими, которые характерны для раннего периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р., звук ф — вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместо собака и т.п.).
3. Смешение звуков. Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки правильно, а в других — заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Так, ребенок, умея произносить звуки р, л или с изолированно, в речевых высказываниях произносит, например, «Шаша несет шуски» вместо Саша несет сушки.
Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить воспитателя и родителей, так как он свидетельствует о недоразвитии фонематического слуха (способности различения фонем).
Существует система приемов, помогающих в таких случаях определить степень несформированности фонематического слуха. Это задания типа:
1. определить разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (например, показываем картинку МИШКА и называем МИСКА). Нередко дети не улавливают различия между своим неправильным произношением и произношением окружающих. Это происходит из-за ослабленного слухового контроля;
2. Запомнить и повторить за взрослым слоговые цепочки из легких для произнесения звуков типа та-да-та; па-ба-па; ка-га-ка, кот-год –кот.
3. выделить определенный звук из «цепочки» звуков (например, хлопни в ладоши когда услышишь звук А среди звуков О, У, А, И, Ы,А и др.);
4. выделить слог с определенным звуком из ряда слогов (например, слог ША из слогов СА, ША, ЧА, ХА, ЩА, ША и др.);
5. определить наличие звука в слове (например, слышится ли звук Ш в словах санки, шуба, носки, кошка, нос, мышь).
В таких заданиях от ребенка не требуется произнесения звука, так как это может его затруднить. Важно выяснить на сколько ребенок воспринимает речевые звуки, поэтому ребенок реагирует определенным действием (хлопает в ладоши, или поднимает картинку или), если услышит заранее заданный звук.
Все выше перечисленные задания позволяют с большей определенностью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.
Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов.
Такие дети затрудняются:
1. в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый слог, или все слово);
2. в подборе картинок, включающих заданный звук. Например, отобрать картинки в названиях, которых слышится звук А.
3. в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, и оказания им логопедической помощи позволяет не только исправить речевой дефект, но и предупредить неуспеваемость детей в школе.