Готовность к школе: что это такое?

В период поступления в школу, важны не только полгода, но и каждые 2 – 3 месяца. При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей как можно раньше, а девочек позже мотивируя, что мальчикам в армию, а девочкам можно продлить детство. Девочки созревают раньше и, поэтому получается не однородный по готовности класс. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики.

Первый класс – это прежде всего письмо. А обучение письму – серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках – это смежные с письмом виды деятельности.

Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей. Что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и третьем классе.

Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена будет за это заплачена: слезы, двойки, усталость?

Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок – это не одно и то же.

Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием?

Во-первых, сам термин «интеллектуальное развитие» часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность.

Обученность – это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать.

Интеллектуальное развитие – это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность.

Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

И построена она на принуждении. Урок – это форма принуждения. Он проходит под девизом «Ты должен!».

Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово «нельзя». Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности.

Во-первых, надо помнить, что готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов.

Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребенку «дозреть» до школьной жизни.

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед – это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Самый важный способ развития – читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. В этом возрасте хорошо читать малышам волшебные сказки разных народов. Авторские сказки лучше приберечь на тот момент, когда ребенок начинает читать сам.

Призывайте родителей поощрять все занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепку, конструирование.